Игровая деятельность с детьми ОВЗ
Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста с ОВЗ
Игра является основным видом деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Именно в игре он знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развивается восприятие, мышление ловкость активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.
У детей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в дошкольное учреждение отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если у детей с нарушением интеллекта и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку.
В группе должно быть разнообразное и достаточное количество игрушек в хорошем состоянии. Периодически менять, чтобы дети не теряли интерес к ним. Взрослый обязан реагировать на каждый случай порчи игрушки или небрежного отношения к ней.
При обучении игре обязательно надо возбудить интерес к игрушке. Научить детей обмениваться игрушками. Это достигается в специальных игровых упражнениях.
Мощным моментом в обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:
Первое – это наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов.
Например: после того как дети вымыли руки и должны приступить к еде педагог обращает внимание, что вначале они вымыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся инаденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.
Второе – это выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки.
Например: взрослый произносит, давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать? Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к осуществлению.
Дети хорошо воспринимают эти вопросы, потому что сами являются участниками событий или наблюдали их в повседневной жизни.
После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре. Введение сюжета требует от ребенка большой наблюдательности, так как в процессе игры развивается внимание к окружающему миру.
Для развития игровой деятельности важно, чтобы дети наблюдали за повадками животных, птиц. Научившись подражать животным, дети смогут правильно обыгрывать их движения в игре.
Постепенно в ходе наблюдения дети накапливают определенный опыт отношений между людьми, работу людей и на основе этого опыта легче учить детей сюжетно-ролевым играм.
Педагог, знающий возможности каждого ребенка в своей группе, должен следить как общаются дети в ходе совместных игр. Для организации коллектива эффективным являются подвижные игры с элементами роли.
Сближают детей и игры постройки. В процессе игр воспитатель регулирует взаимоотношения дошкольников, следит за тем, кто малоподвижен, кто чрезмерно возбудим.
Формирование жизненного и игрового опыта детей, развитие у них специфических игровых умений, могут продвинуть игровую деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья до того уровня, который обеспечит ее положительное влияние на их психическое развитие.