Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Документы
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В детском саду 15 групповых помещений, оборудованных для проведения образовательной деятельности.
Центры детской активности группового помещения обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада)
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
12.Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с РАС, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
Основное назначение кабинета – оказание специализированной консультативно-диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями речи. Вся коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда представлена функциональными центрами:
- Центр речевого и креативного развития
- Центр сенсорного развития «Волшебный ларчик»
- Центр моторного и конструктивного развития «Веселые ладошки»
- Центр моторного и конструктивного развития «Веселые ладошки»
- Центр информационного обеспечения «Сундучок знаний»
Кабинет оснащен современным оборудованием для работы с детьми с ОВЗ. Компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии (автор Акименко), логотерапевтический комплекс Комфорт Лого предназначеный для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также для профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений, вызванных наличием речевых дефектов. В логопедическом кабинете также имеется логопедический интерактивный стол «Антошка».
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована приборами дополнительного освещения, настольным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с
требованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:
• доступности;
• системности;
• интеграции;
• учёт возрастных особенностей детей;
• мобильности;
• вариативности;
• эстетичности;
• принцип свободы достижения ребенком своего права.
Паспорт логопедического кабинета
Правила пользования логопедическим кабинетом
• Ключи от кабинета в двух экземплярах (один на вахте, второй у завхоза);
• Влажная уборка кабинета производится каждый день;
• Ежедневно проводится проветривание кабинета (при отсутствии детей);
• Кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной и рабочее место логопеда;
• По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
Документация логопеда
• Должностные инструкции логопеда.
• Нормативно-правовые документы.
• Инструктаж для детей.
• Паспорт кабинета.
• Речевые карты.
• Циклограмма работы логопеда.
• Календарно-тематическое планирование.
• Перспективные планы работы.
• Тетради индивидуальной работы с детьми.
• Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
• Тетрадь взаимосвязи с воспитателями.
• Мониторинг коррекционной работы.
• Архив.
Оснащение логопедического кабинета
Настенное зеркало – 1 шт.
Детские столы – 7 шт.
Детские стулья –14 шт.
Стол для логопеда – 2 шт.
Стул для логопеда – 2 шт.
Шкафы для пособий – 2шт.
Лампа дневного освещения – 1 шт.
Чистое полотенце – 1 шт.
Коробки, папки для хранения пособий.
Компьютер – 1 шт.
Принтер – 1 шт.
Зоны логопедического кабинета
1. Зона индивидуальной работы.
2. Зона групповой работы.
3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала.
4. Рабочее место учителя-логопеда.
В логопедическом кабинете также имеется логопедический интерактивный стол «Антошка».
Организация предметно-пространственной развевающей среды учитывает все, что необходимо для оказания своевременной квалифицированной психологической, консультативно-методической и психокоррекционной помощи воспитанникам, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Цвет стен, пола, мебели, подобраны по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами.
Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий.
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога насыщена элементами «доброжелательного» пространства. Уголок уединения для детей оборудован воздушнопузырьковой колонной, зеркалами, мягким полом и цветными подушками, игрушками «анти стресс», передвижной платформой где собран дидактический материал предназначенный для развития эмоционально-личностной сферы ребенка.
Центр интеллектуального развития представлен передвижной платформой, на которой расположены различные дидактические пособия для детей от 1,5 до 7.
Оформление кабинета учителя-дефектолога в ДОУ «Калинка» создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр. В то же время атмосфера в кабинете создаёт рабочий настрой и мотивирует ребенка на учебную деятельность.
В соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога организация среды кабинета предполагает создание рабочих зон, которые включают:
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
- методическую зону
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. В ДОУ предусмотрено рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Кабинет находятся в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.
Развивающая предметно-пространственная среда Лингва-Центра «Friendly English» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» города Валуйки воспитателя Козловой Марины Александровны соответствует программным и возрастным особенностям детей.
Развивающая среда группы обеспечивает организацию как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельную деятельность детей не только в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы ДОУ, но и при проведении режимных моментов группы. Все окружающее пространство участвует в создании атмосферы страны изучаемого языка. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную.
В центре созданы читательский уголок с детскими книжками на английском языке; уголок культуры, где находятся фотографии, макеты известных достопримечательностей Англии; куклы англичане, герои английских сказок и мультфильмов; английский алфавит.
Кроме того, используются разнообразные предметы для обучения: тематические карточки, игрушки, дидактические игры, строительные кубики, фигурки животных, птиц, пазлы, маски и так далее.
При построении предметно-развивающей среды были учтены следующие принципы: принцип эстетики, принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ, принцип целесообразности, принцип наглядности, принцип позитива.
Оборудование предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию зрительно-моторной координации, логического мышления и познавательного интереса у детей; воображения и усидчивости, учит умению общаться друг с другом и побуждает к активной творческой деятельности.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал – среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой – оснащён техническими средствами обучения, дидактическими пособиями, различными атрибутами для танцевально-игровой и ритмической деятельности. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Для этого формируется развивающая среда, которая выполняет следующие функции:
- способствует получению и закреплению знаний о музыке;
- стимулирует развитию творческих способностей у детей;
- развивает любознательность, музыкальность, стремление к экспериментированию;
- обеспечивает самостоятельную деятельность детей.
В зале находится большое разнообразие детских музыкальных инструментов: металлофоны, бубны, барабаны, ложки, треугольники, свистульки, дудочки, маракасы, синтезаторы, диатонические колокольчики, клавесы и другое.
Для театрально-игровой деятельности собраны различные виды театров: театр би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, большая и малая ширма для кукольного театра, ширма для теневого театра, костюмы и реквизит для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых, маски животных, декорации к спектаклям.
К каждому мероприятию музыкальный зал оформляется в соответствии с тематикой и временем года.
Таким образом, организованная предметно-пространственная среда по музыкальному воспитанию в детском саду даёт возможность каждому ребёнку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, инициативность, музыкальность, творчество с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно- художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Поэтому хореографический зал обязательно должен иметь зеркала вдоль стены, чтобы дети в точности повторяли движения педагога, учились синхронности и грациозности. Хореографический зал обязательно должен быть светлым, хорошо освещенным и технически оснащенным (наличие : ковриков для тренажа, атрибутов к различным танцам и музыкального оснащения).
Зал хореографии соответствует нормативно- гигиеническим нормам.
Зал расположен на третьем этаже здания.
В зале имеются зеркала, хореографические станки, пианино, музыкальный центр.
Костюмерная: три стойки для костюмов, шкаф для костюмов, две полки для атрибутов, стол и стул, вешалка для одежды.
Сенсорная комната – интерактивная пространственная среда, насыщенная различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами для проведения образовательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми. Разнообразные приборы, приглушенный свет, успокаивающая музыка – это основные характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение.
В одном помещении объединились среда сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.
Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, воздушно пузырьковые панели, фиброоптические модули, стол с песком для рисования). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.
Среда светлой сенсорной комнаты используется как зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули, «сухой» бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные, развивающие панно и тактильные дорожки.
В музее детского сада создана тематическая экспозиция «Аллея славы - героев СВО!» В основе экспозиции рассказ о российских военнослужащих, уроженцев Белгородской области, наших земляках, которые сегодня выполняют задачи специальной военной операции на Украине. Здесь представлены документы, изобразительные материалы, размещены фотографии солдат и офицеров – россиян и белгородцев – с рассказом об их подвигах
АРТ-Гостиная «Вообразилия» органично совмещает своё рабочее пространство для реализации художественно-эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста.
Формирование элементарных представление о видах искусства и развитие творческих способностей реализуется путём применения разнообразных традиционных и нетрадиционных техник.
Содержательные компоненты развивающей среды предоставляет возможность для вариативного самовыражения детей и создают благоприятную эмоциональную атмосферу для интеграции рисования,лепки,
аппликации с другими видами занимательной деятельности,развитию всех структурных единиц речи.
Для развития творческих способностей детей создано «Коворкинг-пространство», которое включает в себя Детский интерактивный театр «Ларец со сказками». Здесь организуется театрализованная деятельность, которая является прекрасным инструментом развития творчества детей и воплощению их замыслов в действительность.
Интерактивный детский театр развивает у ребенка способность критически мыслить и решать сложные задачи, общаться с другими людьми. Помогает сформировать в ребенке эстетические навыки, привить патриотические и нравственные ценности через народную мудрость и мораль сказок. Театр, где оживают рисунки и игрушки, превращаясь в сказки, оказывает неповторимое эмоциональное воздействие на дошкольника.
«Коворкинг-пространство» включает в себя Арт - пространство развития сценических навыков «Золотой ключик». Здесь также организуется проведение театрализованных представлений, игр – драматизаций, литературно – театральных и музыкально – творческих развлечений.
Организация целенаправленного процесса педагогического сопровождения одарённых детей в условиях дошкольной образовательной организации является одной из форм реализации принципа индивидуализации образования, который является одним из приоритетных в работе с одарёнными детьми. Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одарённость ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Центр развития одарённости «Виртуоз» обогащён как традиционными, так и нестандартными музыкальными инструментами, графическими и дидактическими пособиями, альбомами, атрибутами для игр и танцевального творчества, элементами костюмов, материалами для экспериментирования со звуками, а также музыкально-дидактическими играми.
Образовательное пространство включает в себя 3 центра: «Пожарная безопасность», «Безопасность в природе» и «Центр безопасности дорожного движения».
Пространство холла позволяет создать имитацию проезжей части с дорожной разметкой, перекрестками со светофорами, пешеходными переходами, автозаправочной станцией, постом ДПС и отработать у воспитанников навыки перехода через пешеходный переход, закрепить знания об устройстве улицы, о сигналах светофора, о работе регулировщика.
Центр безопасности дорожного движения имеет свое продолжение в коридор и кабинет «Знаток ПДД», где установлен макет детского сада с прилегающей территорией. В центре имеются макеты дорожных знаков, светофоры, различные виды транспорта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольные дидактические игры, художественная литература по теме, картотеки дидактических игр, развивающих ситуаций, сюжетно-ролевых и подвижных игр, лэпбуки.
Центр «Безопасность в природе» организован на стене холла и представлен разными временами года.
Формирование основ безопасного поведения в природе включает в себя пять блоков:
1. Времена года и их приметы. Природные явления.
2. Лекарственные и ядовитые растения
3. Охрана природы, правила поведения в природе
4. Съедобные и несъедобные грибы
5. Насекомые и животные
В центре «Пожарная безопасность», расположенном на стене холла и представленном в виде макета пожарного щита и пожарной машины собраны дидактические игры, папки – «Стихи, загадки, пословицы о пожарной безопасности», «Азбука пожарных», «Как вести себя при пожаре», иллюстрации для рассматривания различных опасных ситуаций, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картотеки игр, бесед и ситуаций, «Пожарная спецтехника».
В центре созданы условия для организации строительных и конструкторских игр. Центр оснащен различными видами конструкторов: «RoboKids1», наборами «Полидрон», «Проектирование», «Проектирование. Мосты», «Магнитный», «Элементарная математика», «Гигант», «Гигант. Сфера», электронный конструктор Знаток "Первые шаги в электронике" НаборА, Дары Фребеля, Конструктор «СЕФ».
От простых кубиков, цилиндров ребенок постепенно переходит к конструированию из деталей конструкторов(пластмассовых, металлических), имеющих разные способы крепления, а также к конструированию из крупногабаритных модулей, позволяющие создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции, дающие детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие из пространственных ориентировок. Воспитанники старшего дошкольного возраста осваивают простые механизмы и программируемые конструкторы, знакомятся с механикой, программным управлением, обратной связью и другими элементами. Организация конструктивно – модельной деятельности с элементами программирования способствуют погружению детей в мир робототехники, развитию инженерно – конструкторского мышления старших дошкольников, развитию рационализаторских и изобретательских способностей.
С целью патриотического воспитания дошкольников, приобщения детей к культуре и традициям родного края в детском саду созданы:
- рекреационное образовательное пространство «Родное Белогорье»;
- рекреационное образовательное пространство «Южный форпост Отечества»;
- рекреационное образовательное пространство «Никто не забыт – ничто не забыто!»;
- экспозиция «Аллея славы»
Совместная деятельность воспитанников направлена на формирование у дошкольников элементарных экономических понятий по блокам: труд и продукты труда, деньги и цена, реклама, полезные экономические навыки и привычки в быту, а также погружение воспитанников в многообразный мир профессий.
Образовательное пространство содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, настольные игры, тематические альбомы, дидактические ширмы, лэпбуки, художественную литературу, изделия ручного труда.
игровые модули «Магазин», «Парикмахерская», «Сбербанк», «Почта России», оснащенные соответствующими игровыми маркерами, спецодеждой и другим необходимым оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, банкоматами муляжами продуктов, инструментов.
Важным составляющим центра является сказочный персонаж, стимулирующий и мотивирующий детей к совместной игровой деятельности, помогающий сделать детскую деятельность наиболее увлекательным и интересным. Это сказочные герои Феечка-Копеечка, Гном – эконом, Монетка-конфетка
Интерактивный театр представляет собой театрально декорированное помещение, стены которого сплошь обрамлены декорациями, со специальным сценическим светом и эффектами. В этом помещении последовательно разворачивается несложное по драматургии, но насыщенное по действию представление с участием не более двух-трех костюмированных аниматоров-актеров. По ходу представления дети непосредственно участвуют в действии, которое перенесено здесь со сцены прямо к зрителю.
По сути, задания выполняются в форме квест- игры с одной главной отличительной особенностью: действие здесь при помощи сценических эффектов, света, костюмов, грима, звукового оформления максимально приближено к сценическому, сказочному и это погружает зрителя в легенду, усиливая восприятие и соединяет в себе всю пользу, эстетику и прелесть театрального действия и воспитательного значения игры. Участники дети в форме игры решают задачи, направленные на развитие сообразительности, эстетического восприятия, творческого мышления, креативности, моторики, ловкости, эмоциональной и осязательной памяти.
Представление ведется драматургически, от простого- к сложному, постепенно перемещаясь по комнате участники «попадают» в различные сказочные ситуации и решают различные задачи, чтобы помочь главному герою, (и) или себе пройти дальше по сценическому действию к итогу (например, к освобождению главного героя, путем победы над злодеем и т.п.). После окончания интерактивного представления берется интервью у участников (детей), проводится анкетирование.
Наличие оборудованных библиотек
Цель работы библиотеки — приобщение дошкольников к книжной культуре, лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы через чтение вслух, обсуждение прочитанного, проведение литературных игр и праздников, нравственные беседы.
Здесь дошкольники не только могут увлекательно провести время за чтением книг, но и просто пообщаться с друзьями в уютной обстановке
Наличие оборудованных объектов спорта
Спортивный зал предназначен для проведения утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, спортивных развлечений и праздников, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной и коррекционной работы с детьми.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия: гимнастическая стенка, канат, веревочная лестница, кольца и другие приспособления. Это оборудование в нашем ДОО располагается в спортивном зале.
Спортивный зал №2 оборудован детскими тренажерами для занятия фитнесом.
Регулярные тренировки с раннего возраста — прекрасная профилактика заболеваний. Прежде всего, опорно-двигательного аппарата, а именно — искривлений и нарушений осанки. Также занятия фитнесом способны предупредить нарушения нервно-психической сферы (депрессии, переутомляемость, неврозы, фобии и т. д.)
Регулярные физические нагрузки при грамотной «дозировке», позволяют ребенку правильно распределить силы, избавиться от чрезмерного напряжения. Также тренировки прививают понимание дисциплины и организованности, создавая здоровый соревновательный дух.
В детском саду дети оборудован бассейн, где дети обучаются плаванию.
Бассейн дошкольного учреждения оснащен ярким, разнообразным оборудованием, вызывающим у ребенка положительное настроение, желание окунуться в загадочный и пока непонятный мир воды, желание научиться плавать. Это доски для плавания, нудлы, колобашки, обручи, тонущие игрушки, мячи разных размеров.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.
На занятиях решаются задачи по формированию:
- навыков плавания;
- бережного отношения к своему здоровью;
- навыков личной гигиены;
- умение владеть своим телом в непривычной среде.
Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада — приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.
Зона спортивных игр оборудована столом для игры в теннис, напольной установкой для метания.
Настольный теннис помогает развить не только силу и выносливость, но и мозг. Детям приходится продумывать и изменять тактику действий, принимать быстрые решения от которых зависит результат. Также настольный теннис заставляет анализировать и предугадывать действия соперника. – Формирование характера и личности.
В детском саду организован клуб туризма «Рюкзачок»
Детский туризм несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей, повышает интерес к двигательной активности.
В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки дают оздоровительный эффект. Нагрузка в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, повышается тонус работы мышц, нормализуется масса тела.
В нашем детском саду был проведён ряд мероприятий в рамках проекта по туризму для дошкольников.
На территории дошкольного учреждения расположены 2 спортивные площадки, включающие в себя футбольное и волейбольное поле, баскетбольную площадку с установленной на ней шведской стенкой «Жираф» с кольцебросом, детский спортивный комплекс «Формула успеха», сектор для прыжков в длину, беговые дорожки.
Также на территории находятся уголок юного туриста, оздоровительные терренкуры для разных возрастов, в летний период функционирует «тропа здоровья», а в зимний период – лыжня, обустроен уголок «аромотерапии».
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания МДОУ относятся в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации Программы как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно – образовательных задач в оптимальных условиях.
В МДОУ используются следующие виды средств обучения и воспитания:
• печатные(книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
• материал, демонстрационный материал, учебно – методические комплексы);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
• аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы
образовательные, мультфильмы на цифровых носителях);
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации
настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды); приборы (компас, колбы и т.д.);
• тренажеры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МДОУ «Детский сад №4 "Калинка» комбинированного вида» города Валуйки Белгородской области в наличии имеется 10 компьютеров для работы административного
персонала и педагогического состава.
В ДОУ нет ЛВС, подключение к сети Интернет имеется.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Официальный сайт департамента образования Белгородской области
Официальный сайт ОГБУ "Белгородский региональный центр оценки качества образования"
Официальный сайт администрации Валуйского городского округа
Официальный сайт управления образования Валуйского городского округа
Электронная приемная Управления образования
Электронная приемная Администрации Валуйского городского округа
Электронная приемная Департамента образования
Уполномоченный по правам человека в Белгородской области
Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области
Управление по контролю и надзору в сфере образования
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Входная группа оборудована опорным поручнем на стойках и откидным пандусом.
Установлена тактильная вывеска со шрифтом Брайля.
Расширены внутренние дверные проемы и установлены новые двери в сенсорной комнате, санитарно-гигиеническом помещении.
Оборудовано санитарно-гигиеническое помещение (установлены унитаз, умывальник, поддон с откидным сидением для душа, в комплекте с откидными поручнями).
Помещения детского сада оборудованы тактильными знаками и визуальной разметкой: тактильная кабинетная табличка, тактильная пиктограмма направления движения, тактильная пиктограмма на каждый этаж со шрифтом Брайля, тактильная пиктограмма «Лифт для инвалидов», лента для маркировки дверных проёмов и прочих поверхностей, резиновая противоскользящая тактильная лента на самоклеящейся основе для обозначения безопасного пути движения в помещениях , плитка тактильная для помещений самоклеящаяся.
Контактные номера телефонов для вызова сотрудника с целью оказания помощи и сопровождение до места оказания услуги –
8(47236)3-68-39, 8-904-534-14-02
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, медицинские работники, воспитатели групп , музыкальные руководители, инструктора по физической культуре через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Для организации и осуществления образовательной деятельности и сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ предоставлены услуги ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь.
В образовательном учреждении оборудованы:
- два логопедических кабинета
- логопункт
- кабинет педагога-психолога
- сенсорная комната
- кабинет дефектолога
- в универсальном зале установлена индукционная петля ИС-50Л
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СТОЛ – КОМПЛЕКС «АНТОШКА 2»
Логопедический стол «Антошка» предназначен для индивидуальных занятий и занятий в малых группах детей в возрасте 3-11 лет, детей с ОВЗ.
Интерактивный стол «Антошка» предоставляет специалистам все необходимые инструменты для подготовки и проведения занятий с детьми:
Комплект готовых учебных заданий, конструкторов и специализированных тестов
Набор методической литературы и дидактических пособий
Возможность использования любых дополнительных материалов
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ» (В.М. АКИМЕНКО)
Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет.
Методика предназначена для специалистов психолого -медико-педагогических консультаций, логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Логопедическое обследование» представляет собой комплекс, включающий в себя компьютерную программу и набор методический материалов.
Компьютерная программа состоит: программное обеспечение, методическое пособие, руководство пользователя, набор методических материалов, микрофон.
КОМПЛЕКС БОС «КОМФОРТ ЛОГО»
Комплекс БОС «Комфорт ЛОГО» предназначен для работы логопедам, фонопедам, фониатрам, дефектологам, педагогам-психологам учреждений различных типов системы образования.
С помощью Комплекса БОС «Комфорт-ЛОГО» проводится многофакторная диагностика речевого развития, целенаправленное обучение правильному «речевому» дыханию. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется основа для правильного речевого поведения.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ВОЗДУШНО-ПУЗЫРЬКОВАЯ ПАНЕЛЬ И ТРУБКА
Воздушно-пузырьковые трубки - один из центральных элементов любой сенсорной комнаты. Они сочетают в себе как внешний эффект, так и множество полезных функций — это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений, и богатый спектр интерактивных возможностей. Сидя на мягкой платформе, ребенок сможет вблизи понаблюдать за перемещением пузырьков и сменой цветов. Воздушно-пузырьковые панели предназначены для развития зрительного восприятия; формирования фиксации взора; концентрации внимания; плавного прослеживания и зрительно-моторной координации; эмоционального расслабления; вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.
ПАННО «ЗВЕЗДНОЕ НЕБО»
Панно, имитирующее звездное небо, взглянув на которое, погружаешься в космическую вселенную и ее загадочную галактику. Предназначено для релаксации, развития воображения детей дошкольного возраста.
ФИОБРООПТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ способствуют эмоциональному расслаблению; - психологическому комфорту и мотивации на дальнейшую работу; - а также активизации кинестетических ощущений; - развивает воображение, познавательные процессы; - формирует представление о цвете.
ЦВЕТНОЕ ДОМИНО, ЛАБИРИНТ «СЕРПАНТИН» Способствуют развитию общей моторики и координации движения (тренирует ловкость, развивает мелкую моторику и укрепляет зрение), лабиринты для опорно-двигательного аппарата (предназначен для развития двигательных навыков).
ТАКТИЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ «СЕЗОННОЕ ДЕРЕВО», «ЕЛОЧКА», ТАКТИЛЬНЫЙ КУБ «ДОМ», ТАКТИЛЬНЫЕ ЯЧЕЙКИ.
Способствуют развитию тактильного восприятия, мелкой моторики
СТОЛ С ПЕСКОМ, СВЕТОВОЙ
Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей. Занятия с песком способствуют психологической разгрузке, коррекции агрессивного поведения, интеллектуальной сферы и зрения.
ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "СТАБИЛОМЕР"
Это набор из 12 игр от Мерсибо для игрового контроллера Стабилотренажер А-150. Программный комплекс Стабиломер предназначен для проведения двигательных игр и упражнений, коррекционных занятий с «неговорящими» детьми.
Программный коррекционно-развивающий комплекс служит хорошим инструментом для реабилитационных упражнений с детьми с ОВЗ, а также для упражнений на концентрацию и внимание у детей.
ТАКТИЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ И ПЛАТФОРМЫ
Прогулки по таким дорожкам босыми ногами обогащает тактильный опыт ощущениями, которые вызывает покрытие из разного материала. Игра способствует развитию тактильного восприятия ступнями ног, развитию внимания и речи, профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывает общее оздоровительное воздействие.
СУХОЙ БАССЕЙН
Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Сухой бассейн способствует активизации обменных процессов в организме ребенка, обладает эффектом закаливания, является отличной профилактикой многих заболеваний. Полезны сухие бассейны для детей, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушением осанки, сколиозом позвоночника, остеохондрозом, заболеваниями нервной системы.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей путём оптимизации режима дня, осуществления профилактических мероприятий, контроля за физическим и психическим состоянием детей, проведений закаливающих процедур, обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду, формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
В зданиях учреждения имеются медицинский блок, который находится на первом этаже здания, изолятор, процедурный кабинет. Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом: весы, ростомер, стол, холодильник, бактерицидная лампа, столики процедурные, шкаф для медикаментов, столы письменные, кушетка, стулья для взрослых, шкаф для документации. Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными работниками.